Решение проблемы с диском большого объема

09 Декабря 2004

С появлением на рынках жестких дисков большого объема к нам стали обращаться все больше и больше клиентов с проблемами сохранения информации. Как известно, для хранения видеоархива на продолжительный срок место на диске исчисляется сотнями гигабайтов и немудрено, что диски большого объема пользуются большим спросом.


Ниже мы приводим решение возникающей проблемы, описанной в журнале "Upgrade" №120.

Вопрос:

Очень прошу помочь понять и решить неожиданно возникшую у меня проблему с сохранностью данных. Maxtor на 160 Гб (с 8 Мб кэша) стоит вторым винтом (IDE 1, Slave) на материнской плате ASUS A7V266A. Памяти - 512 Мб. Система - Windows Me. Прошивка BIOS и набор VIA 1-in-4 - одни из последних. И BIOS, и Windows прекрасно видят диск и все его 160 Гб (для простоты везде пишу неправильные Гб).

Диск разбит на два раздела - 30 Гб и 130 Гб. Все прекрасно работает, пока данные не попадают в область второго раздела после 101 Гб, то есть в область диска после 131 Гб (30 + 101). Но если что-нибудь записывается с другого винта в эту область на второй раздел, то повреждается часть файлов на первом разделе. Причем имена, размер и атрибуты испорченных файлов могут не измениться, а их содержимое полностью (чаще всего) или большими блоками полностью портится. Большинство файлов на этом винчестере - звуковые, по 30 - 100 мегабайт.

Один раз, когда Sound Forge подправил и все-таки открыл один такой испорченный файл на первом разделе, то первая половина "звука" осталась нетронутой, а вторая содержала фрагмент, записанный с "рэка" в проблемную область второго раздела и потом удаленного! Этого "звука" больше нигде не было. Вероятно, из-за чего-то переклинило адресацию. Симптомы проблемы установлены мной благодаря упорным наблюдениям, долгим опытам и бесконечным сравнениям (перезаписи 10 - 20 Гб туда-сюда).

Порог в 131 Гб выбран, так как, во-первых, у IDE-канала это закладывалось как предельное значение, и, во-вторых, если этот винт повесить на встроенный RAID, то просматривается только 131 Гб. Временно урезал с конца второй раздел до 101 Гб так, чтобы суммарный объем двух разделов составил 131 072 Мб. Все долго и упорно проверял - данные не летят.

В чем проблема? В диске, материнке или "винде"? И как ее решить? Жалко ведь 30 Гб. SMART-параметры винта всегда были в норме. Систему я вычистил от мишуры и содержу в строгом порядке. Вирусов нет. Не хотелось бы пока уходить с Windows Me, так как мне ее хватает и там много настроенных рабочих программ и примочек. Может, поставить драйвер какой-нибудь? Если же все-таки придется менять "винду", то будет ли подобная проблема в Windows 2000 / XP?

Ответ:

Ответ на подобный вопрос я уже приводил в одном из номеров Upgrade, но ваш случай довольно интересен благодаря подробно описанным симптомам сбоя, а потому вкратце отвечу еще раз.

Большие диски становятся все более популярны, и народ начинает повсеместно наступать на одни и те же грабли. Если ваш BIOS видит полный объем диска, то проблема только в операционной системе: Windows 9x не поддерживает 48-битную адресацию. И вам надо переходить либо на Win-dows 2000 SP3, либо на Win-dows XP SP1, так как только в этих системах появилась поддержка режима BigLBA (еще раз обратите внимание, что BIOS тоже должен иметь поддержку BigLBA). Даже более того - после установки сервис-паков BigLBA надо еще и включить вручную в реестре:

HKEY_LOCAL_MACHINESYSTEM\CurrentControlSet\Services\Atapi\Parameters "EnableBigLba"=dword:00000001

Не забывайте, пожалуйста, о том, что в процессе активации режима BigLBA (что, как мы видим из вашего случая, обязательно для любого диска с 48-битной адресацией, то есть более 137,4 Гб) с небольшой вероятностью вы можете потерять все данные на диске, поэтому не забудьте про резервное копирование. Учтите, что операционные системы, которые изначально не имеют поддержки BigLBA, - а такие на сегодня все Windows - нельзя устанавливать в раздел, расположенный за пределами первых 137 Гб.
 

Контакты

Отдел продаж
+7 (495) 150-55-86
sales@avialle.ru
1505586@mail.ru

Техподдержка
+7 (495) 150-55-86
support@avialle.ru